Пудовкин Всеволод Илларионович (16.II.1893 — 30.VI.1953) — советский режиссёр, актёр, теоретик кино. Народный артист СССР (1948). Учился на физико-математическом факультете МГУ. Участвовал в 1-й мировой войне. Был в плену, в Германии. В 1920 поступил в 1-ю Госкиношколу.

Инициатива и разносторонняя одарённость Всеволода Пудовкина сделали его ближайшим помощником В. Гардина, режиссёра и руководителя Госкиношколы. Пудовкин выступал в качестве актёра, сценариста, сорежиссёра, художника-декоратора в фильмах «В дни борьбы» (1920), «Серп и Молот» (1921), «Голод… Голод… Голод…» (1921), «Слесарь и канцлер» (1924). В фильме «Серп и Молот» (1921) сыграл первую значительную роль — Андрея Краснова, батрака-красноармейца.

В 1922 Всеволод Пудовкин перешёл в мастерскую Л. Кулешова, участвовал в его поисках специфики языка кино, в определении основ творчества кинематографического актёра. Участвовал как сценарист, ассистент режиссёра, художник-декоратор, актёр в фильмах «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924, играл роль авантюриста Жбана), «Луч смерти» (1925, играл роль фашиста патера Рево). Пудовкин считал Кулешова своим учителем, хотя в дальнейшем преодолевал некоторые тенденции школы Кулешова.

Поиски самостоятельных путей привели Всеволода Пудовкина на студию «Межрабпом-Русь», где он пост, свой первый фильм — комедию «Шахматная горячка» (1925, совместно с Н. Шпиковским). Оператором фильма был А. Головня, ставший с этого времени почти бессменным участником фильмов Пудовкина.

Следующая работа Всеволода Пудовкина — научно-популярный фильм «Механика головного мозга» (1926, сцен. Пудовкин), посвященный учению И. Павлова об условных рефлексах — один из лучших образцов советского научно-популярного фильма.

В 1926 Всеволод Пудовкин поставил фильм «Мать» (по роману Горького) — один из шедевров советского и мирового экрана.

    Сцен. Н. Зархи; операт. А. Головня; худ. С. Козловский, муз. оформление Д. Блок. В ролях: В. Барановская (Ниловна, мать), Н. Баталов (Павел, сын), А. Чистяков (Власов отец), A. Земцова (Анна, курсистка), И. Коваль-Самборский (Весовщиков, молодой рабочий), Н. Бидонов (Миша, рабочий), B. Савицкий (Приказчик-черносотенец), В. Пудовкин (Полицейский офицер), Ф. Иванов (Надзиратель тюрьмы), И. Бобров (Молодой арестант), В. Уральский (Студент), А. Громов (Революционер). Ассист. реж. М. Доллер.

Отказавшись от точного следования развитию сюжета и характеристикам действующих лиц романа, Пудовкин вместе со сценаристом Н. Зархи (фильм положил начало их длительному творческому содружеству) переосмыслил материал Горького, перевёл его на язык кино, сохраняя революционный пафос и основную тему литературного первоисточника. Фильм отличается гармоничным единством всех его компонентов. Каждый кадр, эпизод, каждый образ фильма пронизаны единой сквозной идеей, и это определяет его художеств, целостность. В этом фильме выявились особенности творчества Всеволода Пудовкина: богатство и целенаправленность выразительных средств (особое значение приобретают в фильмах Пудовкина монтаж, ракурсы, детали), строгость и лапидарность стиля, режиссёр видит и запечатлевает на экране жизнь, образы людей, создавая тонкие, правдивые психологические характеристики.

Всеволод Пудовкин вместе с Сергеем Эйзенштейном был зачинателем поэтического монтажно-типажного кинематографа, но вместе с тем тяготел к традициям творчества Л. Толстого, искусству Художественного театра с их вниманием к человеку, психологии, быту. От героев фильма «Мать» шёл прямой путь к многогранным характерам киноискусства 30-х гг.

Центральное место в творческом наследии Всеволода Пудовкина занимает проблема актёра в кино. Пудовкин считал основой творчества актёра в кино достоверность и естественность поведения, владение специфическими средствами кино. Он использовал мастерство актёров МХАТа (В. Барановская, Н. Баталов) и в то же время придавал особое значение типажным данным исполнителя. Пудовкин стремился трансформировать театральную актёрскую технику в кинематографическую, определял органическую связь открытий К. Станиславского, требований его системы с законами игры в кино. Работа Всеволода Пудовкина с Барановской и Баталовым — высокий образец воспитания кинематографического актёра, сочетающего принципы «искусства переживания», сформулированные Станиславским, со специфическими требованиями экрана. Всеволод Пудовкин развивает свои взгляды на природу творчества киноактёра в ряде теоретических трудов, явившихся ценным вкладом в мировую теорию киноискусства.

Две последующие работы Всеволода Пудовкина продолжают режиссёрские принципы, найденные в фильме «Мать». Оба фильма — «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингисхана» (1929) утвердили за Пудовкиным славу режиссёра, решающего с высоким мастерством, творческой смелостью и темпераментом широкую эпическую тему борьбы народа за своё освобождение через индивидуальные человеческие судьбы.

Фильм «Конец Санкт-Петербурга» показывает приход народных масс в революцию.

    Сцен. Н. Зархи; сореж. М. Доллер; операт. А. Головня; худ. С. Козловский; ассист. реж. А. Генделылтейн, ассист. оператора К. Венц. В ролях: А. Чистяков (Рабочий), В. Барановская (Жена рабочего), И.Чувелёв (Крестьянский парень), В. Оболенский (Лебедев, фабрикант), С. Комаров (Пристав), М. Терешкович (Репортёр), А. Громов (Революционер), В. Цоп-пи (Патриот), В. Пудовкин, Фогель (немецкие офицеры).

Судьба деревенского парня (И. Чувелёв) символизировала образ предреволюционной России, просыпающейся к борьбе. В эпический, приподнятый материал, обобщённые образы фильма Пудовкин вкрапливает точные, мимолётные зарисовки быта, детали, характеризующие психологию людей, и это придаёт картине особую жизненную достоверность и социальную остроту. Пафос, героизм и патетика органично сочетаются в фильме с изображением судьбы рядового участника революции.

Фильм «Потомок Чингисхана» явился для Всеволода Пудовкина своеобразной школой работы над этнографическим историческим материалом.

    Сцен. О. Брик; операт. А. Головня; худ. С. Козловский, М. Аронсон. В ролях: В. Инкижинов (монгол Баир), А. Дедин-цев (Начальник оккупационных войск), Л. Белинская (его жена), А. Судакевич (их дочь), В. Цоппи (мистер Смит, представитель английской компании), К. Гурняк (Англ. солдат), A. Чистяков (Начальник партизанского отряда), В. Про (Миссионер), Ф. Иванов (Лама), Б. Барнет (Англ. солдат).

В центре фильма судьба бедняка, восставшего против угнетателей. Внутренняя динамичность актёрского исполнения, точность психологических оттенков, экспрессивность крупных планов, выразительные детали и метафоры, которыми режиссёр подчёркивает и раскрывает характеристику героя, придали фильму особую страстность и глубину.

Фильм с большим успехом шёл на отечественных и зарубежных, экранах (в зарубежном прокате под названием «Буря над Азией»). В 1949 ф. был озвучен и вторично выпущен на экран.

Появление в кино звука и поиски новых художественных средств определили экспериментаторский характер фильмов, поставленных Всеволодом Пудовкиным в начале 30-х гг. В 1932 он работает над фильмом «Простой случай» («Очень хорошо живётся»), но попытка решить современную тему на основе т. н. «эмоционального сценария» (сцен. А. Ржешевского) с использованием приёма рапидной съёмки не была удачной. В 1933 режиссёр ставит звуковой фильм «Дезертир» о борьбе рабочего класса Германии и о судьбе докера (К. Ренн — Б, Ливанов). В этом фильме осуществил принцип контрапунктного сочетания звука и изображения.

В последующие годы Всеволод Пудовкин обратился к русской истории, её выдающимся деятелям. В 1939 он поставил фильм «Минин и Пожарский» (Гос. пр. СССР, 1941), в 1941 — «Суворов» (оба фильма — совместно с М. Доллером), в 1946 — «Адмирал Нахимов». Эти фильмы отличаются точностью в воссоздании колорита эпохи, исторических событий, биографического материала.

В фильме «Минин и Пожарский» (сценарий B. Шкловского) Пудовкин создал широкую панораму жизни России тех лет, передал героический дух народного движения, возглавляемого Мининым (А. Ханов) и Пожарским (Б. Ливанов). Особенно ярко это выражено в массовых сценах, мастерски разработанных и поставленных.

Картина «Суворов» (Суворов — Н. Черкасов-Сергеев) — это фильм одного образа, яркого, многокрасочного, сложного. Заслуга создания образа выдающегося русского полководца принадлежит талантливому актёру Н. Черкасову-Сергееву, вдохновенно и страстно работавшему над ролью, и Пудовкину, великолепному педагогу и режиссёру, умело подчиняющему средства киноискусства задаче воссоздания живого человеческого и героического характера.

Фильм «Адмирал Нахимов» (1947; Гос. пр. СССР, 1947) — большое достижение советского кино. В батальных сценах режиссёрская и операторская работа (операт. А. Головня) достигает высокого мастерства, созданы значительные актёрские образы (Нахимов — А. Дикий, матрос Кошка — Л. Князев, Меншиков — В. Пудовкин). На VIII Мкф. в Венеции в 1947 фильму присуждена премия за исполнение роли Нахимова. На II Мкф. в Локарно в 1947 фильм отмечен за лучшие фотографии.

Фильм «Возвращение Василия Бортникова» (1953) — последняя работа Всеволода Пудовкина. В основу фильма положен роман Г. Николаевой «Жатва» о жизни послевоенной деревни. Здесь проявились особая чуткость Пудовкина к выбору актёров и умение работать с ними. Фильм развивал реалистические традиции советского кино, «возвращал» советскому экрану простого человека с его судьбой (актёры С. Лукьянов — Бортников, Н. Медведева — Авдотья).

В течение всей своей жизни Всеволод Пудовкин не прекращал актёрскую деятельность. В фильме «Мать» он сыграл эпизодическую роль полицейского офицера, его исполнение отличалось предельной скупостью средств и исчерпывающей психологической ясностью. Интересным опытом актёрской работы было исполнение Пудовкиным роли Феди Протасова в фильме «Живой труп» (1929, по Л. Толстому). В фильме «Во имя Родины» (1943, по пьесе К. Симонова «Русские люди», режиссер Пудовкин, совместно с Д. Васильевым) он сыграл роль немецкого генерала.

Последнее актёрское выступление Всеволода Пудовкина — в фильме «Иван Грозный» (1945), где он играл роль юродивого. Острая внешняя выразительность и внутренняя глубина, сочетание, свойственное актёрскому искусству Пудовкина, характерны и для этой работы.

Всеволод Пудовкин был одним из первых теоретиков и критиков советского кино. В его теоретических трудах и выступлениях нашли отражение главные проблемы киноискусства: определение специфики кино, теория монтажа, система работы с типажом и актёром, проблема звука в кино и др. Труды Всеволода Пудовкина переведены на многие языки. Картины Пудовкина и его теоретическое наследие неизменно являются объектом внимания деятелей зарубежной кинематографии. Революционное новаторство Всеволода Пудовкина оказало большое влияние на мировой кинематограф; большой идейный и художеств, резонанс за рубежом имели фильмы «Мать», «Конец Санкт-Петербурга», «Потомок Чингисхана». Разработка Пудовкиным языка кино, проблемы типажа и киноактёра имеет и сегодня актуальное значение для мирового экрана. Всеволод Пудовкин был деятельным участником общественной и политической жизни страны: членом Советского комитета защиты мира, участником международных конгрессов сторонников мира и др.

Другие фильмы Всеволода Пудовкина:

  • 1938 — «Победа» («Самый счастливый») (совм. с М. Доллером);
  • 1940 — «Кино за XX лет» (совм. с Э. Шуб);
  • 1941 — «Пир в Жирмунке» (новелла в «Боевом киносборнике № 6») (совм. с М. Доллером);
  • 1950 — «Три встречи» (совм. с А. Птушко, С. Юткевичем);
  • 1950 — «Жуковский».