Протазанов Яков Александрович (4.II.1881 — 8.VIII.1945) — советский режиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935) и Узбекской ССР (1943). Окончил Московское коммерческое училище.

В 1907 начал работать в кино в фирме «Глория». В 1911 впервые выступил как режиссёр (фильм «Песнь каторжанина»). В дореволюционном кино поставил около 80 фильмов. О мастерстве режиссёра, плодотворных связях с передовыми традициями русской литературы и театра свидетельствуют фильмы «Пиковая дама» (1916, по А. Пушкину) и «Отец Сергий» (1918, по Л. Толстому), отличавшиеся тонкой и правдивой игрой актёров (И. Мозжухин, В. Орлова) и высоким уровнем операторской работы.

Работа с актёрами (Протазанов опирался на опыт театра, в частности Московского Художественного театра) — сильнейшая сторона творчества Протазанова. Он привлёк в кино ряд талантливых актёров: Н. Баталова, И. Ильинского, В. Марецкую, А. Кторова, Н. Алисову и др.

Первая картина, которую Протазанов поставил в советское время (в 1920-23 он жил за границей), — «Аэлита» (1924, по мотивам одноименного романа А. Толстого), отмечена точными зарисовками быта советской страны 20-х гг., яркими актёрскими работами (Н. Баталов — красноармеец Гусев, В. Орлова — его жена, П. Поль — спекулянт). Талантливым мастером комедии предстаёт Протазанов в фильмах: «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трёх миллионах» (1926), «Дон Диего и Пелагея» (1928), «Чины и люди» (1929); в фильмах по рассказам А. Чехова «Хамелеон», «Анна на шее», «Смерть чиновника», «Праздник святого Иоргена» (1930, по X. Бергстедту). Злободневность и наблюдательность, заразительность юмора, точный выбор актёров, изобретательное использование кинематографических средств характеризуют эти фильмы.

Комедийные фильмы Протазанова также отличаются высоким мастерством актёрского исполнения: М. Блюменталь-Тамарина, М. Климов, А. Кторов, И. Ильинский, М. Тарханов, И. Москвин, В. Попов, В. Марецкая.

Фильм «Сорок первый», поставленный Протазановым в 1927 по одноименному рассказу Б. Лавренёва (в главных ролях А. Войцик, И. Коваль-Самборский, И. Штраух), отмечен строгостью стиля и цельностью замысла. Историко-революционной теме посвящен фильм «Белый орёл» (1928, по повести Л. Андреева «Губернатор»), в котором участвовали В. Качалов и B. Мейерхольд.

В 1934 Протазанов поставил звуковую сатирическую комедию-памфлет «Марионетки», пронизанную ярким изящным юмором. В ней блестяще играли актёры C. Мартинсон, А. Кторов, М. Климов, Л. Леонидов, Н. Радин, К. Зубов, И. Аркадии, М. Жаров.

Фильм «Бесприданница» (1937) по пьесе А. Островского — одно из самых значиттельных произведений режиссёра.

    Сценарий Я. Протазанов, В. Швейцер; оператор М. Магидсон; художник А. Арапов, С. Кузнецов; звукооператор В. Дмитриев; музыкальное оформление Д. Блок. В ролях: О. Пыжова (Огудалова), Н. Алисова (Лариса), А. Кторов (Паратов), В. Попов (Робинзон), М. Климов (Кнуров), Б. Тенин (Вожеватов), В. Балихин (Карандышев), В. Рыжова (Ефросинья Потаповна).

Здесь показана широкая картина нравов купеческой России, создана галерея сочных и разнообразных характеров. Фильм является одной из глубоких и верных трактовок популярной пьесы Островского в кино.

Комедия «Насреддин в Бухаре» (1943, Насреддин — Л. Свердлин) — последняя работа режиссёра.

Картины Протазанова пользовались самой широкой популярностью у зрителя и сохранялись в советском прокате.

Другие фильмы, поставленные Я. Протазановам:

  • 1911 — «Песнь о вещем Олеге»;
  • 1912 — «Анфиса»;
  • 1912 — «Уход великого старца»;
  • 1913 — «За честь русского знамени»;
  • 1913 — «Как рыдала душа ребёнка»;
  • 1913 — «Как хороши, как свежи были розы»;
  • 1913 — «Клеймо прошедших наслаждений»;
  • 1913 — «Ключи счастья» (по А. Вербицкой);
  • 1913 — «Купленный муж»;
  • 1913 — «Музыкальный момент»;
  • 1913 — «Ноктюрн Шопена»;
  • 1913 — «О чём рыдала скрипка»;
  • 1913 — «Один насладился, другой расплатился»;
  • 1913 — «Пригвождённый»;
  • 1913 — «Разбитая ваза»;
  • 1913 — «Сын палача»;
  • 1914 — «Арена мести»;
  • 1914 — «Амур, Артур и К.»;
  • 1914 — «Блюститель нравственности»;
  • 1914 — «Гнев Диониса»;
  • 1914 — «Драма у телефона»;
  • 1914 — «Дьявол»;
  • 1914 — «Ёлка»;
  • 1914 — «Женщина захочет — чёрта обморочит»;
  • 1914 — «Живой манекен»;
  • 1914 — «Лицо войны»;
  • 1914 — «Мимо жизни»;
  • 1914 — «Обезьянка выручила»;
  • 1914 — «Пляска среди мечей»;
  • 1914 — «Произведение искусства»;
  • 1914 — «Рождество в окопах»;
  • 1914 — «Рукою матери»;
  • 1914 — «Сделайте ваше одолжение»;
  • 1914 — «Танго»;
  • 1914 — «Танец вампира»;
  • 1915 — «Война и мир» (по Л. Толстому);
  • 1915 — «Депутат»;
  • 1915 — «Зуб мудрости»;
  • 1915 — «На окраинах Москвы»;
  • 1915 — «Наташа Проскурова»;
  • 1915 — «Не подходите к ней с вопросами»;
  • 1915 — «Николай Ставрогин» (по роману Ф. Достоевского «Бесы»);
  • 1915 — «Плебей» (по пьесе Й. А. Стриндберга «Фрекен Юлия»);
  • 1915 — «Сашка-семинарист»;
  • 1915 — «Тайна нижегородской ярмарки»;
  • 1915 — «Чайка»;
  • 1915 — «Я и моя совесть»;
  • 1916 — «Вниз по матушке по Волге»;
  • 1916 — «Во власти греха»;
  • 1916 — «Грех»;
  • 1916 — «Женщина с кинжалом»;
  • 1916 — «Запрягу я тройку борзых, тёмно-карих лошадей»;
  • 1916 — «И песнь осталась недопетой»;
  • 1916 — «Не пожелай жены ближнего своего»;
  • 1916 — «Подайте, Христа ради, ей!» («Нищая»);
  • 1916 — «Панна Мэри»;
  • 1916 — «Пляска смерти»;
  • 1916 — «Семейное счастье»;
  • 1916 — «Суд божий»;
  • 1916 — «Так безумно, так страстно хотелось ей счастья»;
  • 1916 — «Тася»;
  • 1917 — «Андрей Кожухов»;
  • 1917 — «Её влекло бушующее море»;
  • 1917 — «Крестный путь»;
  • 1917 — «Не надо крови»;
  • 1917 — «Проклятые миллионы»;
  • 1917 — «Прокурор»;
  • 1917 — «Сатана ликующий»;
  • 1917 — «Малютка Элли»;
  • 1918 — «Богатырь духа»;
  • 1918 — «Горничная Дженни»;
  • 1918 — «Немой страж»;
  • 1918 — «Человек у решётки»;
  • 1918 — «Чёрная стая»;
  • 1919 — «Голгофа женщины»;
  • 1919 — «Тайна королевы»;
  • 1919 — «То надежда, то ревность слепая»;
  • 1925 — «Его призыв»;
  • 1927 — «Человек из ресторана»;
  • 1931 — «Томми»;
  • 1938 — «Семиклассники»;
  • 1941 — «Салават Юлаев»;
  • 1920 — 23 (на студиях Парижа и Берлина) — «За ночь любви», «Правосудие прежде всего», «Смысл смерти», «Тень греха», «Паломничество любви», «Страшное приключение».