Александров (настоящая фамилия — Мормоненко), Григорий Васильевич (р. 10.1.1903) — советский режиссёр и сценарист. Народный артист СССР (1948). Был помощником костюмера, декоратора, электротехника в Екатеринбургском оперном театре. Учился на курсах режиссёров Рабоче-крестьянского театра при губнаробразе, одновременно работал в отделе искусств.

С 1921 Александров — актёр Первого рабочего театра Пролеткульта в Москве. Здесь начинается его творческое содружество с С. Эйзенштейном. Александров принимает участие как актёр в спектаклях Эйзенштейна «На всякого мудреца довольно простоты» (роль Глумова), «Слышишь, Москва!», «Противогазы» (1923). В 1924 вместе с группой Эйзенштейна переходит работать в кинематограф. В фильме «Стачка» (1925) и «Броненосец Потёмкин» (1925) Александров выступает как актёр и сорежиссёр. Затем совместно с Эйзенштейном он пишет сценарии и ставит ильм «Октябрь» (1927) и «Старое и новое» (1929). В 1934 Александров создал фильм «Весёлые ребята». [Авторы сценария В. Масс, Н. Эрдман и А. Операт. В. Нильсен. Худ. А. Уткин. Композитор И. Дунаевский. Текст песен В.Лебедева-Кумача. В гл. ролях: Л. Утёсов (Костя Потехин), Л. Орлова (Анюта), М. Стрелкова (Елена)].

По словам Александрова, в основе фильма, рассказывающего о талантливом пастухе, ставшем музыкантом, лежат «двенадцать музыкальных аттракционов, соединённых для связи приблизительным сюжетом». Фильм явился дебютом композитора И. Дунаевского и поэта В. Лебедева-Кумача. Впервые в нём раскрылось лирико-комедийное дарование Л. Орловой. Картина привлекла внимание кинематографистов, прессы и зрителей к проблемам советской кинокомедии. Фильм имел большой успех за рубежом (где демонстрировался под названием «Москва смеётся»). Ч. Чаплин писал: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это — большая победа». На II Мкф. в Венеции фильм получил премию за режиссуру и музыку.

В последующих фильмах Александров развивает жанр музыкально-эксцентрической кинокомедии, избирая точные социальные объекты осмеяния, внося в свои фильмы элементы драматизма и патетики. Таков фильм «Цирк» (1936); [Гос. пр. СССР, автор сценария А. Операт. Б. Петров, В. Нильсен. Худ. Г. Гривцов. Комп. И. Дунаевский. Текст песен В. Лебедева-Кумача. В гл. ролях: Л. Орлова (Марион Диксон), В. Володин (Директор цирка), С. Столяров (Мартынов), П. Массальский (Кнейшиц)].

Определяя замысел фильма, Александров писал о том, что он стремился отразить идею интернациональной солидарности, подчинить её раскрытию все детали картины. В основе фильма — история американской актрисы Марион Диксон, нашедшей настоящую родину в Советской стране. В фильме много эксцентричных трюков, музыкальных аттракционов, связанных с цирком, ревю, мюзик-холлом, опереттой. Все они подчинены стройной драматургии. Патетичный финал закономерно вытекает из всего художеств, строя картины.

Успешным шагом на пути создания советской реалистической музыкальной кинокомедии был и фильм Александрова «Волга-Волга» (1938). [Авторы сценария М. Вольпин, Н. Эрдман и А. Операт. Б. Петров. Худ. И. Гривцов, М. Карякин. Комп. И. Дунаевский. Текст песен В. Лебедева-Кумача. В гл. ролях: Л. Орлова (Стрелка), И. Ильинский (Бывалов), В. Володин (Старший лоцман)].

Фильм посвящен народным талантам. Мягкая лирика сочетается здесь с острыми сатирическими эпизодами, бичующими бюрократизм. Александров обращается к приёмам реалистического гротеска, яркой эксцентрики. Музыка активно участвует в развитии драматургии фильма.

Принципы музыкальной кинокомедии получают дальнейшую разработку в фильме Александрова «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947). Тонко чувствуя условность музыкальной кинокомедии, Александров создаёт в своих фильмах своеобразный мир комедийных ситуаций и характеров, подчинённых особым законам жанра. Герои его фильмов — артисты цирка, музыканты, певцы, участники художеств, самодеятельности. Они действуют в ситуациях, позволяющих им проявить свою одарённость. Отсюда принцип построения фильмов Александрова — это комедии-обозрения, включающие ряд музыкальных номеров, связанных единым драматургическим действием.

Успех фильмов Александрова, их долгая жизнь объясняются значительностью поднятых в них проблем, высоким мастерством режиссуры, народностью музыки (Дунаевский), блестящим искусством актёров, доступностью формы. В 1949 Александров поставил фильм «Встреча на Эльбе» (Гос. пр. СССР, 1950), посвященный, борьбе за мир, дружбе народов, разоблачению поджигателей войны. В 1952 создал биографический фильм «Композитор Глинка», где стремился средствами кино раскрыть красоту и народность музыки Глинки, её общественное значение, глубоко национальный характер.

На всём протяжении своего творческого пути большое внимание уделяет Александров развитию кинотехники. В поисках наиболее эффективного использования ряда технических приёмов в конце 50-х гг. он вновь обращается к жанру музыкальных обозрений и создаёт экспериментальные фильмы «Человек человеку» (1958) и «Русский сувенир» (1960).

Другие фильмы Григория Александрова:

  • 1922 — «Доля ты русская, долюшка женская» (роль Василия);
  • 1928 — «Девушка с далёкой реки» (автор сценария);
  • 1930 — «Спящая красавица» (автор сценария совм. с бр. Васильевыми);
  • 1933 — «Интернационал» (автор сценария и реж.);
  • 1941 — Боевой к.-сб. № 4 (автор сценария совместно с А. Раскиным и М. Слободским и реж.-постановщик) и др.

1966