В структуру культуры Гелен включает элементы, которые, по его мнению, служат надежными заменителями инстинктов — право, собственность, семью, определенное разделение труда. Нетрудно заметить, что вычлененные Геленом составные части культуры на уровне синхронии представляют собой исторически обусловленные структурные элементы общества. Естественно, сам собой напрашивается вывод о том, что построение общей модели культуры возможно лишь на социальной основе. Но Гелен превратно истолковывает этот момент и приходит к заключению, что лишь процесс етерсотипизации культурного творчества способствует восприятию культуры как единого целого.
Гелен вынужден признать, хотя и не прямо, диалектическое единство общества и культуры. Человек как общественное существо, по Гелену, формируется прежде всего в результате подчинения институтам: «Когда мы рассматриваем человека как общественное существо, то институты общества, т. е. социальные формы, производственные отношения, ритуалы и т. д., образуют грамматику и синтаксис, а тем самым и формы выражения, в которых должно протекать распределение инстинктов и влечений человека. Этот репертуар институтов действует подобно шлюзу, в котором определенные влечения направляются в нужный канал, а другие заглушаются». Однако при этом остается неуясненным то объективное основание, на котором возникают сами институты. Итак, социальные отношения в концепции Гелена оказываются культурно, а в конечном итоге — биологически обусловленными. Социальные же явления, возникающие в результате взаимодействия человека с этими институтами, объявляются иррациональными и непознаваемыми. Гелен пишет: «Вполне может быть так, что наша общественная мудрость содержит весьма большие глупости, которые нам приходится преодолевать и переносить». Защиту человека от подобных явлений Гелен усматривает в пресловутой массовой культуре, которая, будучи стереотипной по своей сути, ограничивает его «открытость миру». Лели следовать логике рассуждений Гелена, то идеалом человеческого развития выступает «ограниченная личность», отбрасывающая в сторону все возможности свободного развития.