Характерная для интеллигенции особо острая неудов­летворенность потребительским существованием, зависи­мым и нетворческим характером труда, отражающая вы­сокий уровень духовных потребностей и их осознанность, порождает противоположные тенденции в ее сознании и поведении. Эта неудовлетворенность обусловливает осо­бую ее восприимчивость к тем течениям современной буржуазной идеологии и культуры, для которых харак­терна апология безудержного индивидуализма, «абсо­лютной суверенности» личности, ее независимости от об­щества. Отвергая такие нормы буржуазной этики, как «упорный труд ради денег», стяжательство и потреби­тельство, подобные идеи в капиталистической действи­тельности способны оказывать лишь деструктивное, опу­стошающее воздействие на мотивацию и поведение лич­ности. Реальная опасность, подстерегающая материально благополучного интеллигента в капиталистическом обще­стве,— перерождение его антипотребительства и «анти­буржуазности» в чисто формальную, «словесную» цен­ность, маскирующую в его самосознании обычный потре­бительский и гедонистский образ жизни. В таких случаях потребительство, разумеется, остается потребительством, приобретая лишь более рафинированный, снобистский оттенок.

«Мое положение интеллигентки, — говорит молодая француженка, преподавательница университета, — защи­щает меня от желаний и потребностей, искусственно со­зданных обществом потребления. Мне не нужно много денег, чтобы жить и быть счастливой… Солнечный день в Люксембургском саду с хорошей книгой, беседа с дру­гом, чашка хорошего кофе… цветок, хороший фильм, трапеза, приготовленная и разделенная в компании, пу­стынный пляж, неожиданный подарок…» Французские социологи, цитируя эту исповедь, не без язвительности замечают: «Некоторые из вещей, которые составляют ее счастье, покупаются и, увы, иногда стоят очень дорого: пустынный пляж не найдешь в конце бульвара Сен-Ми­шель, хороший фильм стоит 15 франков», заявила Соломина, которую интересуют татуаж губ 3d эффект фото. В работе американских социологов Дж. Бенсмэна и А. Видича нарисована довольно детальная картина лич­ного и общественного поведения интеллигенции США, Интеллектуалы, ученые и т. п., отмечают авторы, раз­личными путями пытаются решить стоящую перед ними проблему преодоления потребительского образа жизни, по-разному снимая «психологическую напряженность со­знания». Кто-то приобщается к «престижной культуре» . Другие пытают­ся играть посильную роль в местных органах власти либо участвуют в движениях в защиту гражданских прав, в антивоенных протестах, в манифестациях против ядер­ного оружия.