Музыкально-стилистическое направление основывается на изучении звучащего МИ. Идеи исследования инструмента, его звукоряда, тембро-динамических особенностей не в лабораторных условиях, а в системе реального функционирования и репертуара, выдвинутые Хыбиньским, Квиткой, Дрегером, получили дальнейшее развитие в трудах. Зелинского Музыкально-стилистическое направление способствовало постепенному перерастанию органологии в органофонию, а также становлению системно-этнофонического метода. Структурно-типологический метод сформулирован и воплощен в трудах Э. Эмсгаймера, Э. Штокмана, Г. Моека. Он основывается на изучении МИ как элемента и порождения материальной и духовной культуры народа. Исследование морфологических и музыкально-стилевых особенностей инструмента координируется с анализом его функционирования, социальной специфики, терминологии, символики формы и тембра. Подход к материалу сугубо индуктивен Объект исследования — отдельный звучащий и функционирующий МИ во всем комплекте его составляющих. Группа инструментов, сходных по Структуре комплекса, определяющих их как культурно-исторический феномен Признаков, образует Тип — главную структурную категорию. Сопоставление типов с учетом археологических и историко-культурных данных позволяет предпринимать серьезные попытки изучения этнической и социальной истории инструментов и породивших их музыкальных культур. Свою структурную и функциональную проблематику выдвинули и собственно органофонические исследования. Прежде всего, нам видятся проблемы: а) взаимосвязи инструментария и музыкального формообразования; б) оппозиции стабильности и мобильности структуры в инструментальной композиции, канона и импровизации; в) соотношение индивидуального и группового в исполнительстве; г) взаимодействия инструментализма с другими видами искусства; д) связи тембра и жанра; е) исследования образного мира инструментальной музыки в системе эстетических норм изучаемой культуры; ж) соотношения профессионализма и любительства, стихийности и осознанности творчества; и) традиционной школы и систем обучения. Названные проблемы вызрели на ниве удач и упущений органофонии. Как ряд органологов проходят мимо музыки, так и многие исследования и сборники нотаций ИМ даны без подробного описания инструментария.