Ромм Михаил Ильич (24.1.1901 — 01.11.1971) — советский режиссёр, кинодраматург. Народный артист СССР (1950). В 1925 окончил скульптурный факультет Высшего Государственного художественно-технического института (ВГХТИ). В конце 20-х гг. работал в Институте методов внешкольной работы, где изучал детское кино. В это же время начал выступать как сценарист; первые работы — «Реванш», «Рядом с нами» (оба в 1931, совм. с др.), «Конвейер смерти» (1933, совм. с В. Гусевым и И. Пырьевым). Затем Ромм работал ассистентом режиссёра.

В 1934 он осуществил первую самостоятельную постановку — «немой» фильм «Пышка» (по Г. Мопассану), раскрывший социальную тему в остросатирической, гротесковой форме. Режиссёр и оператор (Б. Волчек) создали в фильме групповой сатирический портрет буржуа, отличающийся точностью характеристик и высокой пластической культурой. Этот фильм — одна из лучших экранизаций зарубежной литературы в «немом» советском кино.

Фильм «Тринадцать» (1937, сцен. М. Ромм, совм. с И. Прутом), построенный на новом материале о борьбе советских пограничников с басмачами в пустыне Каракумы, сохраняет творческую преемственность с предыдущей работой. Михаил Ромм вновь исследует психологию коллектива, но сатирические краски сменяются героическими. Приключенческая интрига, неожиданный в трагической ситуации юмор, прекрасное актёрское исполнение (И. Новосельцев, Е. Кузьмина, И. Кузнецов и др.) отличали этот фильм.

В 1937-39 Михаил Ромм создаёт Ленинскую дилогию — фильмы «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» (Гос. пр. СССР, 1941).

    «Ленин в Октябре». Автор сценария А. Каплер, сореж. Д. Васильев, гл. операт. Б. Волчек, худ. Б. Дубровский-Эшке, Н. Соловьёв, комп. А. Александров. В ролях: Б. Щукин (В. И. Ленин), В. Покровский (Ф. Э.Дзержинский), Н. Охлопков (Василий), В. Ванин (Матвеев), К. Коробова (жена Василия), А. Ковалевский (Керенский), Н. Соколов (Родзянко), Н. Свободин (Рутковский), Е. Шатрова (Анна Михайловна), Н. Арский (Блинов), И. Лагутин (Филер), Н. Чаплыгин (Кирилин), В. Ганшин (Жуков), В. Владиславский (Карнаухов).

    «Ленине 1918 году». Авторы сценария А. Каплер, Т. Златогорова, гл. операт. Б. Волчек, худ. Б. Дубровский-Эшке, В. Иванов, комп. Н. Крюков. В ролях: Б. Щукин (В. И. Ленин), Н. Боголюбов (К. Е. Ворошилов), Н. Черкасов (А. М. Горький), В. Марков (Ф. Э. Дзержинский), Л. Любашевский (Я. М. Свердлов), 3. Добина (Н. К. Крупская), Н. Охлопков (Василий), К. Коробова (жена Василия), Д. Орлов (Коробов), В. Ванин (Матвеев), Н. Плотников (Кулак), Е. Музиль (Евдокия Иванова), И. Толчанов (Доктор), А. Хохлов (Профессор), С. Козьминский (Бобылев), Н. Эфрон (Ф. Каплан), А. Шатов (Константинов), В. Соловьев (Синцов), Н. Свободин (Рутковский), В. Третьяков (Новиков).

Единство вождя с народом, неустанное движение его мысли — эти черты духовного облика В. И. Ленина М. Ромм и актёр Б. Щукин положили в основу образа. Большой круг действующих лиц и широкий разворот событий поставили перед режиссером как одну из главных проблем связь, образное единство часто разнообразного и разнородного материала. Михаил Ромм избрал верный путь: он стремился извлечь из любой ситуации её исторический смысл, подчеркнуть связь человека и времени. Через все подробности и детали жизни, воспроизведённой в фильме «Ленин в Октябре», проходила ленинская мысль о революционном восстании. Эпизоды обоих фильмов, имевшие внешне бытовую окраску, воспроизводившие хронику революции, подчинялись общему замыслу, выражали глубинный смысл исторических событий.

В центре фильма «Мечта» (1943, сцен. М. Ромм, совм. с Е. Габриловичем) судьба крестьянской девушки Анки (актриса Е. Кузьмина). На экране возникает коллективный портрет обитателей захолустной гостиницы в одном из западно-европейских городков. Люди, стоящие на разных ступеньках социальной лестницы, испытывали горечь обманутых надежд. Замкнутый в себе буржуазный мирок был исследован режиссёром и актёрами Ф. Раневской, М. Астанговым, М. Болдуманом, Р. Пляттом, А. Войцик с беспощадной точностью.

В годы войны и в последующие годы Михаил Ромм поставил антифашистские фильмы: «Человек № 217» (1945, сцен. М. Ромм, совм. с Е. Габриловичем; Гос. пр. СССР, 1946), «Секретная миссия» (1950; Гос. пр. СССР, 1951). Действие этих фильмов происходило в тылу Германии. Фашистский рейх получал на экране глубокую социальную характеристику: в первом фильме зритель видел «обычную» немецкую семью, куда попадала увезённая в рабство русская девушка Таня; во втором фильме — промышленную верхушку гитлеровской империи, героическую деятельность советской разведчицы (гл. роли были сыграны актрисой Е. Кузьминой). Хотя один из фильмов тяготел к жанру трагедии, а другой строился на приключенческой интриге, в них одинаково сильны были публицистические ноты. Волновавшие мировую общественность проблемы находили в этих фильмах прямое выражение в сюжете и диалогах.

В 1949 Михаил Ромм создал (совместно с другими) документальный фильм «Владимир Ильич Ленин» (Гос. пр. СССР, 1949). Фильм «Человек № 217» получил Большой международный приз Ассоциации авторов за лучшую режиссуру на I Мкф. в Канне (1946). К этим работам Ромма идейно и тематически примыкают фильмы «Русский вопрос» (1948, сцен. М. Ромм, по пьесе К.Симонова; Гос. пр. СССР, 1948; пр. Мира на III Мкф. в Марианске-Лазне; Гл. пр. на I Мкф. трудящихся в Злине) и «Убийство на улице Данте» (1956, сцен. Габриловича и М. Ромма).

В 1953 Михаил Ромм поставил биографический фильм о выдающемся русском флотоводце — «Адмирал Ушаков» и фильм «Корабли штурмуют бастионы».

Новый период в творчестве Ромма начинается с постановкой фильма «Девять дней одного года» (1962).

    Авторы сцен. Д. Храбровицкий и М. Ромм, операт. Г. Лавров, худ. Г. Колчанов, комп. Д. Тер-Татевосян. В главных ролях: А. Баталов (Гусев), И. Смоктуновский (Куликов), Т. Лаврова (Лёля), Н. Плотников (Синцов).

По определению режиссёра, этот фильм — «картина-размышление», она посвящена внутренней, духовной жизни молодых учёных-физиков. Драматургия фильма строится на развитии человеческой мысли. Научные поиски неотделимы в фильме от нравственных оценок деятельности человека, его ответственности за судьбы мира, не ограниченного стенами лабораторий. Масштаб фильма связан, прежде всего, с авторской мыслью, её пытливостью и аналитическими свойствами. На экране представлена особая интеллектуальная среда. Отсутствие внешней динамики и обилие диалогов ставят перед режиссёром и актёрами новые задачи. Режиссёрский замысел растворяется в характерах, мысль окрашивается чувством, и слово звучит с экрана, обогащенное актёрской пластикой. Свойственный дарованию Ромма гражданский пафос приобретает здесь яркую эмоциональную окраску. Фильму «Девять дней одного года» была присуждена Главная премия на XIII кинофестивале трудящихся Чехословакии и Большая премия фестиваля «Хрустальный глобус» на VIII Мкф. в Карловы-Вары (1962). Фильму присуждена Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых (1966).

Отобранная из сотен тысяч метров архивная плёнка, немногие специально доснятые документальные кадры и авторский текст, который произносит сам режиссёр, — таковы компоненты фильма «Обыкновенный фашизм» (1966, сцен. М. Ромма, совместно с М. Туровской и Ю. Xанютиным). Обращение Ромма к архивным кинодокументам было продиктовано раздумьями режиссёра о социальной природе фашизма и судьбах послевоенного мира. Ромм сталкивает в фильме два пласта времени — прошлое, проходящее в кадрах хроники, и настоящее, раскрывающееся в авторском комментарии. Это сочетание слова и изображения, монтажное мастерство режиссёра определяют образную силу фильма. При всей новизне построения фильм «Обыкновенный фашизм» наследует многие черты, характерные для творчества Михаила Ромма, начиная с его первых шагов в кинематографе: антифашистская тема, публицистическая активность творчества, высокая гражданственность, художеств, поиски. Фильм получил ряд международных премий.

Михаил Ромм преподавал во ВГИКе, являлся руководителем 3-го творческого объединения «Товарищ» киностудии «Мосфильм».