Рошаль Григорий Львович (20.X.1899 — 11.I.1983) — советский режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1968). Творческую деятельность начал в 1919 в Баку. В 1921 переехал в Москву. Руководил Мастерской Педагогического театра (с 1925 — 1-й Педагогический театр). Был председателем Художественного совета главного управления социального воспитания детей при Наркомпросе. Одновременно учился в Государственных высших режиссёрских мастерских (руководитель В. Мейерхольд).

В 1925 Григорий Рошаль был приглашён в качестве режиссёра на 3-ю Госкинофабрику, с этого времени началась его деятельность в кино. Его первая постановка — фильм «Господа Скотинины» (1927, сцен. С. Рошаля и В. Строевой, редактор А. Луначарский) по мотивам комедии Д. Фонвизина «Недоросль», была осуществлена при участии членов Мастерской Педагогического театра, выступавших как исполнители и сценаристы.

Следующая работа Рошаля — фильм «Его превосходительство» (1928), две главные роли — губернатора фон Валя и Раввина — играл Л. Леонидов. В 1928 Григорий Рошаль поставил фильм «Саламандра» (по сцен. Г. Гребнера и А. Луначарского), сюжет которого был построен на подлинных событиях жизни австрийского учёного, биолога П. Каммерера, преследуемого фашиствующей буржуазией. Главную роль исполнял известный немецкий актёр Б. Гёцке, роль принца Отто играл Н. Хмелёв, в картине принимал участие Луначарский, исполнявший роль министра просвещения Советской Республики. На Одесской кинофабрике ВУФКУ Рошаль поставил фильмы «Две женщины» и «Человек из местечка» (Горелик — В. Зускин) — оба в 1930 г.

В дальнейшем большое место в творчестве режиссёра заняли экранизации литературных произведений. Он осуществил постановку фильмов: «Петербургская ночь» (1934, совместно с В. Строевой, по повестям Ф. Достоевского «Белые ночи» и «Неточка Незванова»), «Семья Оппенгейм» (1939, по антифашистскому роману Л. Фейхтвангера), «В поисках радости» (1940, совместно с В. Строевой, по роману Ф. Панфёрова «Бруски»). В 1941 экранизировал роман М. Горького «Дело Артамоновых».

В 1937 Григорий Рошаль поставил фильм «Зори Парижа», посвященный истории Парижской Коммуны, в 1942 — фильм «Батыри степей». Значительное внимание режиссёр уделил созданию фильмов биографического жанра. Он поставил фильмы «Песни Абая» (1946, совместно с Е. Ароном) о казахском писателе Абае Кунанбаеве. Создал фильмы о выдающихся деятелях, русской культуры и науки — «Академик Иван Павлов» (1949; Гос. пр. СССР, 1950), «Римский-Корсаков» (1953). Крупнейшая работа Рошаля в этом жанре — фильм «Мусоргский» (1950; Гос. пр. СССР, 1951).

    Сценаристы А. Абрамова и Г. Рошаль, операторы М. Магид, Л. Сокольский, художники Н. Суворов, А. Векслер, музыкальный редактор и композитор Д. Кабалевский. В ролях: А. Борисов (Модест Петрович Мусоргский), Н. Черкасов (Стасов), В. Балашов (Балакирев), А. Попов (Римский-Корсаков), Ю. Леонидов (Бородин), Б. Фрейндлих (Кюи), Ф. Никитин (Даргомыжский), Л. Орлова (Платонова), А. Штыкан (Александра Пургольд), В. Уманова (Надежда Пургольд), Г. Орлов (Осип Петров), В. Морозов (Мельников), Л. Сухаревская (великая княжна Елена Павловна), В. Беззубко (Юродивый).

Этот фильм, раскрывающий творческий процесс работы гениального русского композитора, достоверно воспроизводит историческую обстановку, отличается высоким уровнем актёрского мастерства. Режиссёр передал связь музыки композитора, его творчества с живыми народными истоками.

В 50-60-е гг. Григорий Рошаль вновь обращается к экранизации. Он ставит фильм «Вольница» (1956) — по роману Ф. Гладкова. Осуществляет постановку широкого исторического полотна, трилогии романа А. Толстого «Хождение по мукам» — «Сестры» (1957), «Восемнадцатый год» (1958), «Хмурое утро» (1959).

«Сестры».

    Сценарист Б. Чирсков, оператор Л. Косматов, художник И. Шпинель, композитор Д. Кабалевский. В главных ролях: Р. Нифонтова (Катя), Н. Веселовская (Даша), В. Медведев (Телегин), Н. Гриценко (Рощин), В. Шарлахов (Смоковников), В. Муравьёв (Булавин), В. Давыдов (Бессонов), В. Винников (Тёткин), С. Яковлев (Рублёв), В. Яковлев (Мелынин), М. Модников (Жуков).

«Восемнадцатый год».

    Сценарист Б. Чирсков, оператор Косматов, художник И. Шпинель, композитор Кабалевский. В главных ролях: Нифонтова (Катя), Веселовская (Даша), Медведев (Телегин), Гриценко (Рощин), М. Булгакова (Агриппина), В. Авдюшко (Иван Гора), С. Яковлев (Рублёв), В. Винников (Тёткин), В. Яковлев (Мелынин), Е. Матвеев (Сорокин), Г. Кириллов (Белянов), В. Муравьёв (Булавин), А. Пархоменко (Красильников), Е. Тетерин (Немец), М. Козаков (Оноли), А. Смирнов (Теплов), В. Сез (фон Мекке).

«Хмурое утро».

    Сценарист Чирсков, оператор Косматов, художник Шпинель, композитор Кабалевский. В главных ролях: Винников (В. И. Ленин), Нифонтова (Катя), Веселовская (Даша), Медведев (Телегин), Гриценко (Рощин), Булгакова (Агриппина), Л. Соколова (Анисья), Н. Кустинская (Маруся), Н. Мордюкова (Матрёна), Авдюшко (Иван Гора), Б. Андреев (Чугай), А. Соловьёв (Латугин), Л. Пархоменко (Красильников), В. Матвеев (Махно), В. Белокуров (Задов).

Основная тема режиссёра, занимающая значительное место в его творчестве, интеллигенция и революция, нашла воплощение в поставленном в 1962 фильме «Суд сумасшедших». В 1966 Григорий Рошаль создал фильм, посвященный жизни основоположника научного коммунизма К. Маркса, «Год, как жизнь» (1966). Советским учёным, современникам посвящен фильм «Они живут рядом» (1968).

Мастер эпических полотен, Рошаль создаёт фильмы, отмеченные своеобразием изобразительного решения, художественной выразительностью, использует музыку как драматургический компонент фильма. На протяжении всей своей творческой деятельности режиссёр особое внимание уделяет работе с актёрами. В его фильмах начинали свою творческую деятельность многие известные актёры: В. Балашов, Р. Нифонтова, Л. Орлова, Н. Хмелёв и др.

Григорий Рошаль проводил большую работу с кинолюбителями, он являлся руководителем Всесоюзной секции кинолюбителей, организованной по его инициативе в 1957 при Союзе кинематографистов СССР.

Григорий Рошаль — автор ряда сценариев («Новый Гулливер» и др.), пьес и статей по вопросам киноискусства и кинолюбительства («Диалог с кинорежиссёром», М., 1968).

В течение многих лет Григорий Рошаль преподавал во ВГИКе (руководил режиссёрской мастерской совместно с Ю. Геникой); среди учеников Рошаля: М. Богин, Э. Лотяну, А. Манарян, П. Арсенов, И. Селезнёва, И. Туманян, Д. Ливнев, А. Хамраев и др.