Герасимов Сергей Аполлинариевич (p. 21.V. 1906) — советский режиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1948). Депутат Верховного Совета СССР 3-4-го созывов. Член Президиума Советского комитета защиты мира. Учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 окончил Ленинградский государственный институт сценического искусства.

В кино — с 1924. Дебютировал как актёр в фильме «Мишки против Юденича» (1925), в котором играл роль шпика. Первые годы актёрской деятельности Сергея Герасимова проходили в мастерской «ФЭКС» (Фабрика эксцентрического актёра). Снимался в фильмах режиссеров Г. Козинцева и Л.Трауберга в ролях: Чиновника («Шинель», 1926), Медокса («С. В. Д.», 1927), Журналиста («Новый Вавилон», 1929), Председателя сельсовета («Одна», 1931), а также в фильме режиссера Ф. Эрмлера — Меньшевик («Обломок империи», 1929) и Вс. Пудовкина — 2-й бонза («Дезертир», 1933) и др.

В мастерской «ФЭКС» Герасимов прошёл школу эксцентрического актёра. В своих первых ролях проявил себя как актёр преимущественно гротескового плана, мастер острого, графически чёткого рисунка образа. В дальнейшем, не оставляя полностью актёрской работы, Герасимов занимался преимущественно режиссурой, во многих своих фильмах выступая и как сценарист. Большое место в творческой биографии Герасимова занимала педагогическая работа, он руководил актёрской мастерской на киностудии «Ленфильм».

Режиссёрским дебютом Сергея Герасимова был фильм «Двадцать два несчастья» (1930, совм. с С. Бартеневым); затем он поставил фильм «Сердце Соломона» (1932, сцен. С. Герасимова совм. с М. Кресиным), «Люблю ли тебя» (1934, сцен. Герасимова). Эти первые работы молодого режиссёра обнаружили его пристальный интерес к современной тематике, проблемам советской морали, жизни и быту советской молодёжи. В педагогической практике по воспитанию киноактёров и в режиссёрской работе Сергей Герасимов, опираясь на опыт реалистической прозы, ищет собственные пути в киноискусстве.

Своеобразие дарования Сергея Герасимова выявилось в полной мере в его первом звуковом фильме «Семеро смелых» (1936, сцен. С. Герасимова совм. с Ю. Германом). Сергей Герасимов работал над этим фильмом с воспитанным в его мастерской коллективом молодых актёров (Т. Макарова, П. Алейников и др.).

Уже в этом фильме Герасимов проявил себя режиссёром-педагогом, воплощающим свои замыслы через углублённую работу с актёрами. В фильме «Семеро смелых» создан коллективный портрет советской молодёжи, раскрыты характеры в повседневной жизненной практике.

Глубокое проникновение в жизнь советской молодёжи, документальная достоверность её изображения, высокий гражданский пафос в сочетании с предельно подробным рассказом о характере каждого героя — все эти черты были присущи и фильму «Комсомольск» (1938), поставленному Герасимовым по собственному сценарию, написанному совместно с З. Маркиной и М. Витухновским. Этот фильм рассказывал, как в нелёгком труде и быте растут и закаляются характеры молодых строителей, комсомольцев 30-х гг., закладывающих новый город в далёкой тайге.

Значительной работой Сергея Герасимова в предвоенном кино был фильм «Учитель» (1939; Гос. пр. СССР, 1941).

    Автор сценария и режиссер С. Герасимов, гл. оператор В. Яковлев, худ. В. Семёнов, комп. В. Пушков, гримёр А. Анджан, текст песен К. Смирнова. В ролях: Б. Чирков (Степан Лаутин), Т. Макарова (Аграфена Шумилина), П. Волков (председатель колхоза Иван Фёдорович), В. Померанцева (Прасковья Васильевна), Л. Шабалина (Мария), В. Телегина (Степанида Лаутина), М. Катерининский (секретарь райкома Ремизов), М. Сунозов (комбриг Худяков), И. Назаров (дед Семён), А.Матвеева (Настя Фалалеева), С. Онуфриев (Егор Фалалеев), А. Кулаков (Кузьма Фалалеев), С. Шинневич (секретарь ячейки ВЛКСМ).

В фильме «Учитель», построенном на материале жизни современной колхозной деревни, режиссёр ставил своей задачей показать то новое, что внесла в характер человека Октябрьская революция. В фильме нашли глубокое и яркое воплощение изменения в духовном облике людей советской деревни, отличающая их высокая моральная требовательность к себе и окружающим. Поэтически рассказанная в фильме история любви молодой колхозницы Аграфены Шумилиной и Степана Лаутина, вернувшегося в родную деревню, чтобы стать в ней учителем, является крупным достижением С. Герасимова и актёров Т. Макаровой и Б. Чиркова.

В то же время, придавая большое значение наследию русской и мировой культуры для духовного развития современного человека, Герасимов поставил фильм «Маскарад» (1941, сценарий С. Герасимова), стоящий несколько особняком в его творчестве. Картина, воссоздающая романтический пафос драмы Лермонтова, трактовалась режиссёром как трагедия обманутого доверия, она отличалась высокой режиссёрской и актёрской культурой (Арбенин — Н. Мордвинов). Одной из самых значит, актёрских работ в этом фильме было исполнение Герасимовым роли Неизвестного.

Но современная тема по-прежнему осталась основной для Герасимова. Режиссёр так определяет своё отношение к задачам кинематографии: «В нашем понимании современная тема в киноискусстве — это постановка и идейно-художественное решение тех вопросов, которые непосредственно влияют на развитие нашей жизни, на утверждение и углубление политики коммунистической партии и Советского государства» («30 лет Советской кинематографии», сб., 1950, с. 173).

В годы Великой Отечественной войны Сергей. Герасимов принимал участие в создании Боевого киносборника № 1 (1941), поставил фильм «Непобедимые» (1943, совместно с М. Калатозовым) и «Большая Земля» (1944), рассказывающие о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу.

В 1944-46 Герасимов возглавлял Центр, студию документальных фильмов. В 1944 Герасимов возвращается к педагогической работе, он руководит объединённой режиссёрской и актёрской мастерской во ВГИКе. Работая со студентами, Сергей Герасимов всё больше утверждается в мысли о близости языка современного кино к языку реалистической прозы. Он осуществил со своими учениками, в форме своеобразного киноспектакля, постановку романа А. Фадеева «Молодая гвардия» (Театр-студия киноактёра). На основе этого спектакля Герасимов поставил в 1948 одноименный фильм (1-я и 2-я сер , Гос. пр. СССР, 1949).

    Автор сценария и реж. С. Герасимов, гл. операт. В. Рапопорт, худ. И. Степанов, композитор Д. Шостакович В ролях: Т. Макарова (Кошевая), В. Хохряков (Проценко), Е. Ануфриева (бабушка Вера), М. Яроцкая (Тюленина, мать), Л. Фенин (Тюленин, отец), В. Иванов (Олег Кошевой) И Макарова (Любовь Шевцова), С. Гурзо (Сергей Тюленин), Б Битюков (Иван Земнухов), Н. Мордюкова (Ульяна Громова), С. Бондарчук (Валько), Г. Романов (Иван Туркенич), Л. Шагалова (Валерия Борц), М. Иванова (Клавдия Ковалёва), B. Тихонов (Владимир Осьмухин), Г. Мгеладзе (Жора Арутюнянц), Л. Горин (Виктор Петров), А. Чемодуров (Сергей Левашов), Г. Юматов (Анатолий Попов), Е. Моргунов (Евгений Ста-хович), К. Лучко (тётушка Марина), А. Пуитус (дядя Коля), О. Иванова (Надежда Тюленина), М. Крепкогорская (Вырикова), Т. Носова (Валентина Филатова), В. Авдюшко (Сотрудник обкома), Г. Шаповалов (Соликовский), Ю. Егоров (Рейбанд), Л. Семёнова (Дама), Аза Калашникова (Девочка) Е. Гришко (Нина Иванцова), А. Панова (Шевцова мать) А. Денисова (Громова, мать), В. Уральский (Громов, отец), З. Воркуль (Рыбалова), А. Харитонова (Людмила Осьмухина), C. Комаров (Врач), А. Антонов (Фомин), Г. Шпигель (Фенбонг), С. Бокарёв (Брюкнер), А. Файт (Полковник), Е. Тетерин (Лейтенант), В. Высоковский (Офицер СС), И. Гайдамак (Офицер), О. Смирнов (Ефрейтор), Б. Магалиф (Солдат), А. Карасёв (Денщик), А. Розанов (фон Венцель).

Монументальный по форме, суровый по художественному колориту фильм рисует героическую борьбу комсомольского подполья, руководимого партией большевиков. С эпической широтой передавая события, описанные в романе Фадеева, фильм создал обширную галерею образов советских патриотов, показав их не только в героических делах, но, прежде всего, во всём богатстве их духовной жизни. Глубина психологических характеристик, широта образного подтекста, точность передачи трагической атмосферы событий — всё это сделало фильм этапным произведением в развитии реалистического метода советского киноискусства. Кинороман «Молодая гвардия» так же, как и роман Фадеева, был одним из первых произведений, углублённо рассматривавших события 2-й мировой войны через психологию людей. Герасимов показал героизм советской молодёжи как естественное проявление нового советского характера.

Совместно с киноработниками КНР Сергей Герасимов создал документальный фильм «Освобождённый Китай» (1950; Гос. пр. СССР, 1951), в 1952 поставил фильм «Сельский врач» о людях новой советской деревни. В 1956 по сценарию Герасимова поставлен фильм «Дорога правды» (реж. Я. Фрид), в 1958 фильм «Память сердца» (реж. Т. Лиознова).

В конце 50-х гг. Сергей Герасимов создал одно из самых значит, произведений советского кино того периода — фильм «Тихий Дон» (3 серии, 1957-58) по мотивам одноимённого романа М. Шолохова. Фильм решён в жанре народной драмы, он передаёт высокую правду человеческих характеров, рождённую в столкновениях революционной борьбы.

    Автор сценария и режиссер С. Герасимов. Гл. оператор В. Рапопорт, гл. художник Б. Дуленков, композитор Ю. Левитин, художники по костюмам К. Урбетис, М. Быховская. В ролях: Д. Ильченко (Пантелей Прокофьевич Мелехов), А. Филиппова (Ильинична), П. Глебов (Григорий), Н. Смирнов (Пётр), Л. Хитяева (Дарья), М. Архангельская (Дуняша), А. Благовестов (Степан Астахов), Э. Быстрицкая (Аксинья), А. Жуков (Мирон Григорьевич Коршунов), А. Денисова (Лукинична), 3. Кириенко (Наталья), Б. Новиков (Митька), А. Карпов (дед Гришака), Е. Максимова (Кошевая), Г. Карякин (Михаил Кошевой), В. Хмара (Машутка Кошевая), А. Шатов (Листницкий, отец), И. Дмитриев (Листницкий, сын), В. Шатуновский (Штокман), А. Титов (Котляров), В. Дахарченко (Зыков), М. Васильев (Христоня), Д. Капка (дед Сашка), С. Юртайкин (Валет), П. Любешкин (Мартин Шамиль), П. Черков (Бунчик), Н. Муравьёв (Подтёлков), Б. Муравьёв (Кривошлыков), Н. Тямин (Генерал), К. Бубнов (Фомин).

Фильму (1-я сер.) присуждена премия за цвет на Мкф. в Брюсселе, 1958, 3-й серии фильма присуждена Большая премия на XI Мкф. в Карлови-Вари, 1958, 1-я пр. и премия за режиссуру на 1-м Всесоюзном кинофестивале в Москве, 1958.

Правдиво воплотив средствами киноискусства образы и события классического романа, Сергей Герасимов в своём фильме с исключительной художеств, достоверностью передал и напряжённую духовную жизнь героев «Тихого Дона», и своеобразие их быта.

Сергей Герасимов продолжил работу над жанром киноромана; в 1962 он закончил двухсерийный фильм «Люди и звери», охватывающий события эпического масштаба и жизнь множества людей, являющихся их участниками. Фильм рассказывает о трудном пути бывшего советского офицера, оставшегося после фашистского плена за границей и возвратившегося после длительного отсутствия на родину. Фильм поднимает важные проблемы современной морали. Герасимов играл в этом фильме роль опустившегося эмигранта князя Львова-Щербацкого.

Характерную особенность творчества Сергея Герасимова как сценариста и режиссёра составляет умение глубоко исследовать внутренний мир человека, создавать подробные психологические портреты своих героев, в повседневности, «прозе жизни» раскрывать поэзию труда и быта советских людей.

Герасимов — режиссёр по преимуществу «актёрский», свои замыслы он раскрывает через актёрское творчество, все его фильмы отличает тщательная работа с актёрами, цельность ансамбля, внимание к эмоциональному подтексту действия и его атмосфере. Творческая деятельность режиссёра, актёра и сценариста Герасимов совмещает с большой педагогической работой во ВГИКе, где он ведёт объединённую режиссёрскую и актёрскую мастерскую, руководит кафедрой режиссёрского и актёрского мастерства. Среди его учеников режиссёры и актёры: С. Бондарчук, Л. Кулиджанов, Т. Лиознова, И. Макарова, Н. Мордюкова, Н. Рыбников, 3. Кириенко, Ж. Болотова и многие другие. Является также художеств, руководителем творческого объединения московской киностудии им. Горького.

Сергей Герасимов выступает и как драматург — он автор пьес «Учитель» (1939) и «Наши дни» (1940) и эпизодически как театр, режиссёр.

Другие фильмы Сергея Герасимова.

Актёр:

  • 1926 — «Чёртово колесо» (Фокусник);
  • 1927 — «Братишка» (Шофер);
  • 1927 — «Чужой пиджак» (агент Скальковский);
  • 1932 — «Три солдата» (Командир стального полка);
  • 1935 — «Граница» (портной Яков);
  • 1938 — «Выборгская сторона» (Эсер).

Режиссёр и сценарист:

  • 1931 — «Лес» (реж.);
  • 1941 — «Старая гвардия» (реж.);
  • 1941 — Боевой к.-сб. № 1, новелла «Встреча с Максимом» (реж.);
  • 1941 — «Чапаев с нами» (сцен.);
  • 1943 — «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии» (сцен, и реж. совм. с др.);
  • 1954 — «Надежда» (сцен, и реж.);
  • 1958 — «Память сердца» (сцен.);
  • 1959 — «Говорит спутник» (сцен, и реж. совм. с Волком, Дорманом и Оганисяном);
  • 1961 — «Карьера Димы Горина» (художеств. руководитель фильма);
  • 1961 — «У Крутого Яра» (художеств. руководитель фильма).

1966

Смотреть художественный фильм «Учитель», 1939