Фильмы «ужасов» (horror films) — фильмы, в которых действуют фантастические чудовища, призраки, психически больные люди, профессиональные убийцы. Сюжетом таких фильмов иногда служат и фантастические научные открытия. Своё название эти фильмы получили из-за характерной для них атмосферы ужаса.

Первые значительные фильмы «ужасов» поставили французский режиссер А. Ганс — «Маска ужаса» (1912), «Безумие доктора Тюба» (1915) и Л. Фёйад — «Фантомас» (1914, по роману П. Сувестра и М. Аллена), «Вампиры» (1915).

Фильмы «ужасов» выпускались в Германии в годы, предшествовавшие 1-й мировой войне, и получили особое развитие в 1-й пол. 20-х гг.; эти фильмы были проникнуты пессимизмом, страхом перед действительностью. Среди них фильмы, исполненные мистики, — «Пражский студент» (1913, реж. С. Рийе); фильмы, героями которых были вампиры, — «Носферату» (1922, реж. Ф. В. Мурнау, по роману Б. Стокера, в советском прокате — «Вампир Носферату»), роботы — «Как Голем пришёл в мир» (1921, реж. П. Вегенер). К фильмам «ужасовов» относятся некоторые экспрессионистские фильмы — «Руки Орлака» (1924, реж. Р. Вине) и др.

В других странах также выпускались фильмы «ужасов»: в США — «Призрак оперы» (1925, реж. Р. Джулиан), «Жилец» (1927, реж. А. Хичкок), во Франции — «Падение дома Эшеров» (1928, реж. Ж. Эпштейн). В Голливуде фильмы «ужасов» систематически ставились в годы экономического кризиса (здесь возник и сам термин фильмы «ужасов»).

В 1931 г. начался выпуск двух наиболее известных серий (не прекращающихся и в 60-е гг.) — «Дракула» (реж. Т. Броушшг) о похождениях вампира, и «Франкенштейн» (реж. Дж. Уэйл, по роману М. Шелли). В последнем фильме наука представлена как сила, несущая человечеству зло, — этот взгляд на науку сохраняется в подавляющем большинстве голливудских картин.

В фильме «Уроды» (1932, реж. Броунинг) снимались калеки и уроды. Фантастическая гигант-обезьяна действует в фильме «Кинг Конг» (1933, реж. М. Купер, Э. Шёдзак). Экранизировались литературные произведения — «Остров потерянных душ» (1932, реж. Э. Кентон, по роману Г. Уэллса), «Остров доктора Моро», «Доктор Джекил и мистер Хайд». (1932, реж. Р. Мамулян, по роману Р. Стивенсона), «Убийство на улице Морг» (1932, реж. Р. Флорей, по рассказам Э. По). Фильмы «ужасов» создавали выдающиеся режиссёры Ф. Ланг («М», 1931), К. Т. Дрейер («Вампиры», 1931).

Для фильмов, выпускаемых в США, характерен культ жестокости, изощрённых преступлений, еще невиданных типов преступников. В фильме «Психо» (1960, реж, А. Хичкок) сумасшедший убийца отождествляет себя со своей покойной матерью. В атомных и межпланетных фильмах «ужасов» действуют злобные гигантские растения, пауки, крабы, страшные роботы, уродливые и могущественные вторженцы с других планет. Фильм «Они» (1954, реж. Г. Дуглас) показывает гигантов-муравьев, пожирающих людей. В фильме «Этот остров — земля» (1956, реж. Д. Ньюмен) действуют полулюди, полунасекомые, появившиеся из-за атомной радиации.

Эти фильмы оказывали влияние на кино других капиталистических стран. В фильме «Знак» (1957, реж. В. Гест, Англия) действует могущественный полукактус-полуспрут, прибывший из космоса, в фильме «Годзилла» (1955, реж. И. Хонда, Япония) — доисторическое чудовище, оживлённое атомными испытаниями.

В разных странах выпускаются продолжения серий «Дракула» и «Франкенштейн». В Англии режиссер Т. Фишер поставил фильмы: «Ужасы Дракулы», «Месть Франкенштейна» (оба в 1958), «Дракула, князь тьмы» (1965). В Италии поставлены фильмы «Вампиры» (1957, реж. Р. Фреда), в Мексике — «Вампир» (1959, реж. Ф. Мендос).

Фильмы «ужасов» уводят от реальных проблем действительности, порождают настроения безнадёжности и страха, способствуют воспитанию жестокости.

Кинословарь, 1970