В 2007 г. фильму Василия Шукшина «Печки-лавочки» исполнилось 35 лет.

В начале 70-х годов прошлого века Шукшин хотел снять фильм о Степане Разине и сыграть в нем главную роль. Но чиновники заявили: «Разрешим, если

снимешь что-нибудь современное!» И Василий Макарович написал сценарий «Печки-лавочки». На главную роль позвали Леонида Куравлева. С ним была

договоренность — пока Шукшин ищет других исполнителей, артист освободится, чтобы играть в «Печках-лавочках». После кинопроб были приглашены Георгий

Бурков (вор Конструктор), Всеволод Сандев (профессор), Зиновий Гердт (друг профессора) и Людмила Зайцева (Люда).

— Второй режиссер фильма предложила поучаствовать в эпизодах, когда односельчане провожают героя на юг, -рассказывает Людмила Зайцева. — Читаю

сценарий и плачу! Мне все очень близко — сама я из деревни. На съемках Шукшин был всегда хмурым,

сосредоточенным. Но к женщинам на площадке, в том числе и ко мне, обращался ласково: «Маленькая, сделай это и это!»

На роль супруги Расторгуева Нюры Шукшин пробовал нескольких актрис, включая и свою жену Лидию Федосееву-Шукшину. Но ждал прихода Куравлева, чтобы

посмотреть героиню с ним в паре. Однако Леонид Вячеславович неожиданно, ссылаясь на занятость в

фильмах «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и «Семнадцать мгновений весны», от съемок у Шукшина отказался.

— Василий стал думать о других артистах, — говорит Лидия Федосеева-Шукшина. — Приглашали и Георгия Мартынюка, и Олега Борисова, но их не отпустили

из театров. Шукшин не собирался играть сам, но уже надо было приступать к съемкам, и он решился.

Семейный подряд

— Он отыграет сцену и подлетает ко мне: «Ну, как там было?» Я молчал, а он бесился: «Ты же один меня видишь!» — вспоминает оператор фильма Анатолий

Заболоцкий. — Смотрю на него и говорю: «Вася, будь добрее». Он сникнет, улыбнется: «А ну, давай еще дубль!» Сам он называл этот фильм семейным, ведь

кроме жены там снимались и его дочери.

— В фильме мы с Олей играли дочек своих родителей, — рассказывает Мария Шукшина. — Нам было года по четыре-пять. Помню большой съемочный павильон и

светлое пятно в центре — декорация комнаты. Мы прыгали на кровати, плясали, пели, водили хороводы, сушками баловались. Мы не знали, что снимается

кино: папа и мама общались с нами, как в повседневной жизни.

Деревенские эпизоды снимали на родине Шукшина — в Алтайском крае.

— Василий предлагал снимать в его родной деревне Сростки, а я упорно искал другую натуру. Сростки казались мне полугородом, — смеется Заболоцкий. —

После споров остановились на соседней деревне Шульгин Лог.

Автобус собирал людей для массовки из деревень. Шукшин всех знал поименно, а после съемок устраивал в клубе просмотры для земляков.

Местные жители помогали и с реквизитом для фильма. Привозили старые ткацкие станки, деревянные ступы, керосиновые лампы и другие предметы деревенского быта.

Верните голову!

Группа вернулась в Москву — снимать Расторгуевых в столице.

— Улицы в городе не перекрывали, снимали Василия и Лидию среди людей, — вспоминает Заболоцкий. — Они ходили в толпе на Серпуховской площади, никто их

не узнавал, они что-то спрашивали у прохожих. На Большой Пироговке в то время устанавливали новый памятник Толстому. Старый же памятник и голова от

нового изваяния валялись рядом. Тут же родился экспромт — Шукшин подходит к рабочим и спрашивает: «А почему голова-то отдельно?» Этот эпизод позднее

цензоры приказали вырезать.

Следующий этап работы — Крым, куда Расторгуевы ехали на отдых. В сценарии Шукшин описал комнату и кабинет врача в Ливадийском дворце, но снимать там

не разрешили, пришлось перенести работу в Воронцовский дворец в Алупке. Шукшин обошелся всего двумя днями съемок.

— Премьера фильма прошла в Доме кино тихо, — с горечью говорит Заболоцкий. — Было обидно. Шукшин «Печки-лавочки» очень ценил. Со временем зритель

фильм полюбил. А вот «Степана Разина» Шукшину снять так и не дали.

O.Пepaнoв, 04.2007

* * *

«Печки-лавочки», лирическая комедия, автор сценария и режиссер — Василий Шукшин.

В ролях: Василий Шукшин, Лидия Федосеева-Шукшина, Георгий Бурков, Иван Рыжов, Всеволод Санаев, Людмила Зайцева.

СССР, Киностудия им. М. Горького, 1972 г.