Столпер Александр Борисович (12.VIII.1907 — 12.I.1979) — советский режиссёр и кинодраматург. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964). До прихода в кино работал в газетах. В 1927 поступил учиться в сценарную мастерскую киностудии «Межрабпом-фильм», где совместно с Н. Экком и Р. Янушкевич написал сценарий фильма «Путёвка в жизнь» (1931).

Первая самостоятельная режиссёрская работа — короткометражный агитфильм «Простая история» (1930). В фильме «Четыре визита Самуэля Вульфа» (1934) об иностранном специалисте, нашедшем свою вторую родину в СССР, снимались актёры Б. Ливанов, М. Штраух, В. Станицын, В. Марецкая, А. Абрикосов. В 1938 Александр Столпер окончил режиссёрский факультет (мастерская С. Эйзенштейна) ВГИКа.

В годы Отечеств, войны (совместно с Б. Ивановым) поставил фильм «Парень из нашего города» (1942) и «Жди меня» (1943) (оба по пьесам К. Симонова) о героических подвигах, о верности, дружбе и любви советских людей. Александру Столперу близки герои, сочетающие волевое начало и душевную теплоту, человеческое обаяние и внешнюю сдержанность в проявлении чувств. В 1945 Столпер экранизировал повесть Симонова «Дни и ночи» (сценарий А. Столпера). Этот фильм был первой и во многом удачной попыткой воссоздать на экране Сталинградскую битву — крупнейшее сражение Отечественной войны.

Большого художественного успеха Александр Столпер добился в фильме «Повесть о настоящем человеке» (1948, пост. по роману Б. Полевого; Гос. пр. СССР, 1949).

    Сцен. М. Смирнова, гл. оператор М. Магидсон, худ. И. Шпинель, комп. Н. Крюков.
    В ролях: П. Кадочников (Алексей Мересьев), Н. Охлопков (комиссар Воробьёв), А. Дикий (Василий Васильевич), В. Меркурьев (Степан Иванович), Т. Макарова (Клавдия Михайловна), Л. Целиковская (Зиночка), Л. Свердлин (Наумов), Ч. Сушкевич (Кукушкин), В. Хохряков (Дегтяренко), А. Михайлов (Петров), Б. Добронравов (Председатель комиссии), Б. Бабочкин (Командир полка), Л. Соколова (Варвара), В. Грибков (Зуев).

В этом фильме режиссёр стремился достоверно показать духовный облик советских людей, их патриотизм, высокую моральную требовательность к себе и к окружающим, стойкость в любых обстоятельствах войны.

Героям тыла — строителям нефтепровода — посвящен фильм «Далеко от Москвы» (1950, по В. Ажаеву; Гос. пр. СССР, 1951).

Приключенческий фильм «Дорога» (1955) о самоотверженной работе шофёров в условиях высокогорного района отличается достоверностью быта, остротой и напряжённостью действия. К 40-летию Ленинского комсомола Александр Столпер поставил фильм «Трудное счастье» (1958, по мотивам произв. Ю. Нагибина).

Крупнейшая творческая работа Александра Столпера в 60-е гг. — фильм «Живые и мёртвые» (1964, по одноименному роману Симонова, Гос. пр. РСФСР им. бр. Васильевых, 1966; Большая премия фестиваля «Хрустальный глобус» на XIV МКФ в Карловых-Варах).

    Сцен. и реж. А. Столпер, гл. оператор Н. Олоновский, худ. С. Волков.
    В ролях: К. Лавров (Синцов), А. Папанов (Серпилин), А. Глазырин (Малинин), О. Ефремов (Иванов), Л. Крылова (Овсянникова), Л. Любимова (Маша), Л. Любецкий (Шмаков).

В масштабном по охвату событий, суровом по художеств, колориту фильме рассказывается о ратных подвигах и патриотизме советского народа в первый год Великой Отечественной войны. Строгий документализм, высокое мастерство актёрского исполнения характеризуют фильм «Живые и мёртвые».

В 1969 г. вышел фильм «Возмездие» по мотивам романа К. Симонова «Солдатами не рождаются».

Другие фильмы Александра Столпера:

  • 1940 — «Закон жизни» (совм. с Б. Ивановым);
  • 1946 — «Наше сердце»;
  • 1957 — «Неповторимая весна».