10 ноября 2006 г. актеру исполнилось 55 лет. А известность к нему пришла в 45 — после фильма «Брат».

Биография актера

1951-1970

Родился актер и окончил школу в подмосковном Орехово-Зуеве.

— Родители работали на ткацкой фабрике, — рассказывает Виктор. — В детстве я кидался

в хореографию, но мне не нравилось стоять в первой позиции. Уходил в кружок

рисования, но не было денег на краску и кисти. Занимался атлетикой. Но бросил, когда

в спортзале девчонки обсмеяли меня за то, что я пришел в семейных трусах. Пошел в

танцевальный коллектив Дворца культуры. А в 12 лет меня пригласили в народный театр,

где играл до отъезда в Москву…

1974

— Еще в армии, мечтая стать актером, я говорил: «Готов хоть в порнографическом ателье

сняться, чтобы поступить в театральный вуз!», — вспоминает Сухоруков. — В

дембельском альбоме мой друг Цыганков написал: «Виктор, чтобы стать актером,

необязательно фотографироваться в порнографическом ателье». Он не понимал, что я имел

в виду другое — я готов продать душу дьяволу ради этой профессии. К поступлению в вуз

Сухоруков готовился самостоятельно. Запирался в комнате, рисовал рожицу на запотевшем

окне и читал ей экзаменационный репертуар — стихи, прозу, басни. Однокурсниками

Виктора в ГИТИСе были Татьяна Догилева и Юрий Стоянов.

1978

После института актер едет в Ленинград работать в Театре комедии. Режиссер Петр

Фоменко приглашает Сухорукова на главную роль в спектакле «Добро, ладно, хорошо».

— Когда Фоменко предложил мне, 26-летнему артисту, роль 70-летнего старика, я не

только в Ленинград, на Луну бы полетел! — смеется Виктор. — Это была моя первая роль

в профессиональном театре после института.

1982-1984

Сухорукова уволили из театра: он вышел на сцену нетрезвым в спектакле, посвященном

годовщине Октября. Актера не брали ни в один театр, он бродяжничал, работал

грузчиком.

— Это было время моего небытия, моего <умирания> в кавычках, распада, — говорит

актер. — Когда мой телефон отключили за неуплату, сгорел единственный черно-белый

телевизор и я ходил и собирал окурки, я почувствовал дно моей вселенной, слава богу,

оно оказалось твердым. На этом дне стояла скамейка с видом на огромный проспект в

Петербурге. Я сел на нее и спросил себя: «Ну и что дальше? Все? Конец?» И сам себе

сказал: «Нет, не дождетесь! Я выживу!» И выжил.

1987

Сухорукову было 36 лет, когда у него обнаружили язву желудка. Для борьбы с недугом

актер выбрал так называемую блокадную диету — овсяный кисель без соли и сахара. Ее

посоветовала ему женщина-блокадница. Две недели Виктор ел только эту кисельную жижу и

победил язву. Тогда же он устроился на работу в Театр Ленинского комсомола (ныне театр «Балтийский дом»).

С кино же у актера не складывалось. Однажды его пригласили на эпизодическую роль

солдата, возвращающегося с фронта на поезде. Актера переодели, отвезли на место

съемки — в вагонное депо — и… забыли о нем. После этого случая Сухорукое решил

больше с кино не связываться.

1990

Когда-то актер Виктор Су-хоруков и режиссер Алексей Балабанов были соседями по питерской коммуналке. Затем актер переехал в другую коммуналку

— на Лиговку. В этой квартире часто бывала в гостях народная артистка Светлана Крючкова.

— Однажды я решила помочь Вите отмыть холодильник. А тут соседи выходят на кухню, — вспоминает Светлана Николаевна.

— То-то они удивились: народная артистка у какого-то мальчишки холодильник моет!

Именно Алексей Балабанов предложил Сухорукову роль безымянного персонажа с

глазками-бусинками и в надвинутой на уши шляпе в фильме «Счастливые дни». Говорят,

режиссер утвердил Виктора после случайной оговорки. На кинопробах актер вместо слов

«видимо, вздутие» произнес: «видимо, это опухоль». Эта оговорка и отказ бить об пол

старинный венский стул очень понравились режиссеру.

1997

Режиссер Балабанов снимает фильм «Про уродов и людей». В нем Сухорукое впервые

появляется абсолютно лысым. — Это придумал Балабанов, — смеется Виктор. — А я так и

остался по жизни с этой лысиной. Я с ней симпатичней, что ли, интересней, а с

волосами становлюсь простым, рядовым. Но главное, такую голову любят все

художники-гримеры. Может, поэтому в последнее время мне все больше предлагают

персонажей с волосами.

В 1997 году на экраны также выходит фильм Балабанова «Брат». — Это моя пятая картина.

Когда режиссер пригласил меня на роль брата, я был счастлив, — рассказывает

Сухорукое. — Я не подозревал, что мне придется играть киллера Витю Багрова. Играть

бандита-киллера сложно. Эти люди мне незнакомы, неведомы. Я ведь в жизни совсем

другой человек — домашний, трусливый, натура нежная, сентиментальная. Но с ролью я

справился, хотя этот образ — вредный, злой, мистический. К сожалению, мой герой

олицетворяет наше время.

2001

50-летие Сухорукое отметил в питерском кинотеатре «Аврора». Юбиляр вышел на сцену в

образе рыжеволосой уборщицы и первым делом унес все цветы и кресло юбиляра. Затем

надел себе на голову торт. А неожиданно появившийся Олег Меньшиков преподнес

секретную переписку комсомольской ячейки ГИТИСа с отделением милиции, куда когда-то

загремел пьяным студент Сухоруков.

2003

Сухорукое снимается в роли императора Павла в фильме «Бедный, бедный Павел». — В

первый день съемок в Гатчине меня привели в полуразрушенную часовню, где молился

Павел, и я с ним немного «пошептался», — рассказывает актер. — Попросил у него

прощения за то, что буду клоуном его персоны. Понравится это ему или нет, не знаю…

В 1978 году Петр Фоменко привез меня в Питер в роли 70-летнего старика-чудака

Егорыча, а в 2003-м я уехал отсюда императором. Артист переехал в Москву, где купил

двухкомнатную квартиру на проспекте Мира.

2006

Сейчас Сухоруков снимается в фильме Виталия Мельникова с рабочим названием «Агитбригада «Бей врага!».

— Мельников роль милиционера Никанора писал специально для меня, — рассказал

артист. — Действие происходит в Сибири во время Великой Отечественной войны.

Моему герою поручено руководить культбригадой, которая, переправляясь по реке из

одного селения в другое, показывает фильмы и дает концерты. Все в моей роли есть:

задумчивость, напряжение, юмор, наивность, жестокость… Когда я прочитал сценарий,

то сразу вспомнил фильм Мельникова «Начальник Чукотки» — он похож по ощущению, по

духу, диалогам, наивности, характерам…

«Антенна», 11.2006