Инструментально-исполнительский феномен сказывается и на внутренних пропорциях формы. Рельефные динамические градации между интонационными группами, проводимые на разных обертоновых уровнях открытой грифной флейты, отразились на ступенчатости формы целого. В зависимости от возможностей исполнителя существенно колеблются пропорции между основными для пастушеских флейтовых и трубных композиций элементами: длинным протяженным тоном — зовом и подвижным обыгрыванием. Исполнитель с мощными легкими может без ущерба для второго элемента первый тон протянуть подольше, а ведь во многих традиционных произведениях, мы видели, уже при первом проведении устанавливается тип пропорциональности формы целого, сказал Орлов, которого интересуют бесплатные консультации детских специалистов.
Различие наигрышей обусловлено дифференцированностью инструментария даже в пределах вида — мастера сами это осознают. Жалейки на берегах Волхова делают из ольхи, ивы или крушины. “Из ивы выкручивать легко, но звук худой — так, потрубишь… со скуки. Из ольхи — тяжело выигрывать, но голос сильный, для сгону — хорош. Из крушины делать долго, дерево греть надо. Трубить легко. Пляски играть можно”. Действительно, на ольховой жалейке играют краткие одно-двухстрофные сигналы, на крушинной — развитие пьесы с варьированием. Непрямое, опосредованное отражение инструментария на структуре наигрыша осуществляется по трем каналам: 1) инструмент А х наигрыш X инструмент В X наигрыш; 2) инструмент А X инструмент В X наигрыш; 3) инструмент А X жанр X наигрыш. Первый канал обусловлен тесным Сосуществованием в быту нескольких различных по типу инструментов. Одни из них широко распространены и для данной местности наиболее характерны. Здесь и архаичные инструменты, участвовавшие в становлении звукоидеала, локального стиля, и наиболее престижные массовые МИ, определяющие главные сферы функционирования музыки. Их звучание у всех на слуху. Исполнительская специфика, образность их музыки, ее строй общепонятны как язык и жест. Это накладывает мощный отпечаток на игровую манеру и стилистику наигрышей, исполняемых на других инструментах, бытующих лишь в отдельных сферах, либо новых, распространившихся в данной местности позднее.