Иконическая изобразительность или звукоизобразительность проявляется в плане Звукоподражания и так называемого Мелодического рисования. Объект звукоподражания — окружающая природа со всей разнообразной звуковой гаммой, трудовой процесс, бытовые сцены, обряды, речь, пение, игра на МИ и т. д.; рисование основано на мысленном проецировании высотных отношений на пространственные. В НО-26 приведены образцы таких мелодий у разных народов, причем акцент сделан на мотивы солнца и креста, наиболее свойственные музыке и орнаменту. Сочетанием тонической и Эмблематической изобразительности является Свето-цветовая и Динамическая ассоциативность, сказав Сомов, якого цiкавать кухонні комплекти по низьких цінах. На ощущение светлых и темных тонов, интонаций, тембров влияют как объективные их свойства, так и прочные связи, которые сложились между инструментализмом и искусством орнамента. Основные “выразительные возможности” громкостной ассоциативности, свойственной восприятию многих народов, — передача близости-дальности и создание эффекта приближения-удаления. Проблема Ассоциативных связей — одна из важнейших в семантике инструментального текста. Здесь существенны два вопроса:
1) о соотношении ассоциативности с программой произведения;
2) о дифференциации исполнительской и слушательской ассоциативности.
Особенно значима первая, так как является целевой и потому связанной с определенным кругом средств. Вторая зависит от эрудиции слушателя и может иметь научный смысл даже тогда, когда сегодняшний исполнитель тех или иных ассоциаций не осознает.