24.12.2014

Завершена работа группы при Министерстве культуры РФ по подготовке проекта Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки (далее – Концепция). Концепция включает текстовую часть и план мероприятий по ее реализации. Результатом реализации Концепции должно стать преодоление негативных тенденций, связанных с сокращением спроса на академические жанры, а также формирование в России условий для творческой самореализации музыкантов.

Разработка документа осуществлялась в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма (2013-2020 годы)». В нем учтены предложения, сформулированные в ходе обсуждений проблем развития филармонической концертной деятельности с профессиональным сообществом. Активное участие в разработке Концепции принимал Союз концертных организаций России (СКОР).

Проект Концепции получил одобрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Подготовка документа обусловлена необходимостью формирования эффективной системы распространения (проката) художественного продукта в области академической музыки, которая бы отвечала современным социально-экономическим условиям.

Концепция направлена на сохранение и развитие традиций отечественного академического музыкального исполнительского искусства. Цель Концепции – создание организационно-творческих, экономических и правовых предпосылок для эффективного осуществления концертной деятельности в области академической музыки на современном этапе. Результатом реализации Концепции должно стать преодоление имеющихся сегодня негативных тенденций, связанных с сокращением спроса на академические жанры, а также формирование в России условий для реализации музыкантов, которые бы отвечали мировым стандартам в этой области.

В документе намечены приоритетные направления государственной поддержки концертной деятельности, рассчитанные на краткосрочную и долгосрочную перспективу; сформулированы ключевые понятия; определены функции всех участников, принципы их взаимодействия и взаимоотношений с государством.

Новые принципы организации проката концертных программ базируются на разграничении реализуемых концертными организациями функций, основными из которых являются функции агента, организатора и концертного зала. Это разграничение нашло отражение в подходах к формированию государственного (муниципального) задания и определению величины бюджетного финансирования концертных организаций и коллективов.

В Концепции:

— определены основные формы поддержки и продвижения произведений современных отечественных композиторов;

— обоснованы приоритеты государственной поддержки в сфере музыкальных конкурсов, являющихся наиболее эффективным механизмом продвижения молодых авторов и исполнителей;

— намечены меры по расширению гастрольной деятельности ведущих отечественных музыкальных коллективов.

Важной составляющей Концепции является определение комплекса мероприятий, направленных на общественное продвижение академической музыки с использованием инновационных методов музыкального просветительства, включая возможности сети Интернет.

Большое внимание уделено мерам социальной защиты творческих работников, а также вопросам кадрового, материального, финансового и нормативно-правового обеспечения концертной деятельности в области академической музыки.

Сроки реализации Концепции рассчитаны на 2015-2025 гг. Ожидаемые результаты реализации Концепции представлены в форме целевых показателей развития концертной деятельности, среди которых – увеличение общего количества концертов академической музыки, включая концерты ведущих творческих коллективов в регионах России, а также концертов с участием молодых исполнителей.

Подготовленный документ направлен на согласование в соответствующие ведомства.

Игнатьева Е.Л.,

директор Центра социально-экономических исследований культуры, профессор